Когда нужно менять технические жидкости

2019-06-19

Часто во время ТО меняют только масло в двигателе и фильтры (да и то не все), а об остальном, что также требует внимания, забывают. А ведь в автомобиле есть еще не мало жидкостей, требующих периодической замены – масло в коробке передач, в гидроусилителе руля, в раздаточной коробке (если она есть), мостах, охлаждающая жидкость, тормозная жидкость. И это не полный список, в который можно добавить спецжидкости и различные смазки.

Моторное масло

Типичная ошибка многих автовладельцев (мы бы даже сказали большинства) – замена моторного масла по пробегу. Правильнее менять масло по моточасам. Повторяться не станем, ранее мы уже писали статью на эту тему.

Тем не менее, позволим себе еще несколько комментариев на тему моторного масла. При езде по городу в обычном режиме (не в режиме такси) уровень моторного масла нужно проверять раз в месяц. При частой езде по трассе, проверять уровень нужно после каждой тысячи пройденных километров. Если мотор уже не новый и "подъедает" масло, интервалы проверки уровня масла нужно сокращать – чем чаще, тем лучше.

Низкий уровень масла может привести к масляному голоданию и проворачиванию вкладышей коленчатого вала. В результате – очень дорогой ремонт двигателя. Да, электроника должна подсказать о низком уровне масла, но и она дает сбой.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость защищает двигатель от перегрева. При низком уровне ОЖ двигатель, скорее всего, будет перегреваться. Последствия перегрева – дорогой ремонт головки блока цилиндров. Подумайте, нужно ли вам это?

Правила проверки охлаждающей жидкости:

  • Только на заглушенном двигателе
  • Желательно на холодную. При необходимости проверки в пути, нужно заглушить двигатель и дать ему остыть. При откручивании пробки расширительного бачка проявите осторожность – во избежание ожогов откручивать ее нужно осторожно.
  • Проверять уровень нужно два раза в год – весной и осенью (если нет утечек ОЖ).

Менять охлаждающую жидкость нужно один раз в 2-3 года. Менять чаще, чем в два года, как правило, нет смысла. Менять реже тоже нельзя, поскольку свойства ОЖ ухудшаются, в том числе и антикоррозийные, что может привести к преждевременному выходу из строя компонентов системы охлаждения авто. Производить замену ОЖ нужно только в автосервисе. Неквалифицированная замена ОЖ может привести к выходу из строя двигателя: плохо развоздушили систему охлаждения – перегрели двигатель. При необходимости произвести доливку антифриза нужно доливать антифриз такого же типа, который залит в данный момент. Смешивать антифризы разных типов (например, синий G11 и красный G12) запрещено! Желательно заливать антифриз того же производителя, который залит в системе охлаждения в данный момент. Присадки разных производителей могут конфликтовать между собой и ничего хорошего из этого не выйдет.

Если вы не знаете, что у вас залито (например, купили авто с рук), а долить надо, можно долить дистиллированной воды. От небольшого количества ничего плохого не будет, но все же желательно обратиться в автосервис и произвести квалифицированную замену охлаждающей жидкости.

Использовать нужно антифриз только того типа, который рекомендует производитель для вашего двигателя. Если до вас был залит антифриз другого типа, нужно произвести замену ОЖ вместе с промывкой системы охлаждения. За квалифицированной помощью лучше обратитесь в автосервис!

Тормозная жидкость

Еще одна жидкость, о которой часто забывают. А ведь от состояния тормозной жидкости напрямую зависит эффективность торможения. Проверять уровень тормозной жидкости нужно при каждой замене масла, а вот менять – каждые два года.

Если цвет тормозной жидкости стал коричневым или даже темнее, нужно срочно произвести ее замену. Так как при замене тормозной жидкости производится прокачка системы, производить ее замену нужно только в квалифицированном автосервисе. Категорически неправильно менять жидкость самостоятельно путем выкачивания из бачка старой и закачивания в бачок новой!

Жидкость гидроусилителя

От состояния и уровня жидкости гидроусилителя зависит работа ГУР. При низком уровне жидкости вы услышите скрип/гул при повороте рулевого колеса. При низком уровне гидроусилитель может выйти из строя – из-за недостаточного уровня смазки. Поэтому проверять уровень жидкости ГУР нужно раз в месяц – это просто сделать, а сэкономить можно приличную сумму, учитывая стоимость нового узла.

Если уровень "уходит", обязательно обратитесь в автосервис для поиска причины утечки жидкости. Доливать нужно только ту жидкость, которая подходит для вашего автомобиля. Тип жидкости, как правило, указывается на крышке бачка ГУР.

Как часто ее менять? В некоторых случаях считается, что жидкость ГУР заливается на весь срок эксплуатации. Нужно только периодически проверять ее уровень и производить доливку, если нужно. Однако, мы считаем, чтобы продлить тот самый срок эксплуатации узла ГУР, нужно производить замену жидкости каждые 80 000 километров пробега.

Масло в мостах (редукторах) и раздаточной коробке

Как и жидкость ГУР многие часто считают, что данные масла заливаются на весь срок службы (lifetime). Однако наши рекомендации те же – необходимо производить замену масел в данных агрегатах каждые 25-30 тысяч километров.

Трансмиссионных масла 75W80, 75W85, 80W90, 85W90, 75W90, как и моторные, также различны. Данные масла бывают минеральными, полусинтетическими, синтетическими и предназначены для смазки деталей, отвода тепла, защиты от коррозии и снижении шума. В их маркировке первое число, например, 80 - класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), а второе число, например 90 - класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость). Буква W-Winter, обозначает принажлежность масла к зимней классификации.

Выбирая масло для трансмиссии следует придерживаться рекомендация заводов-производителей. Какое вам нужно масло, API GL-4 или API GL-5? Например, для переднеприводных применимо масло API GL-4+, API GL-4/5 и рассчитано для интегрированных дифференциалов. Делать замену GL-5 на GL-4 и наоборот нельзя. Следствие такой замены - повышенный износ деталей. Жидкости предназначены для разных сплавов и условий эксплуатации (температуры, давления оказываемого на масляную пленку).

Смешивать различные жидкости не рекомендовано, только если узел начинает работать всухую. Долго на такой смеси ездить нельзя! При первой же возможности необходимо залить нужную жидкость после промывки. Не доливайте жидкости другого цвета, в них явно другой состав присадок. Как результат - реакция с образованием осадка.

Не спешите покупать масло для трансмиссии, обратитесь в автосервис, где вам выполнят подбор масла именно для вашего авто. Например, в мосты нужно лить масло 75W85 GL-5, но в мосты с самоблокирующимся дифференциалом рекомендуется масло 75W85 GL-5 LX (GL-5 plus).

Обо всех этих нюансах, знают в автосервисе "Терра".

Обратитесь к нашим специалистам, консультации у нас бесплатны!

Масло в АКПП

Менять или нет? Не станет хуже? АКПП – довольно сложный узел и процесс замены масла в ней оброс всякими мифами, которые мы сейчас и развеем.

  • Миф 1 – масло залито на весь срок службы (lifetime). Это не так. Масло со временем теряет свои свойства. Если вы купили новый авто и собираетесь через 2-3 года его поменять, то можно и не менять масло в АКПП. А вот если вы хотите, чтобы ваша "коробка" жила долго и счастливо, рекомендуется замена масла каждые 60 000 километров.
  • Миф 2 – если масло не менялось длительное время, то замена может "убить" коробку. Это не так. Если в данный момент с коробкой все хорошо и нет никаких нареканий на ее работу, замена масла (при условии, что она выполнена правильно и выбрано подходящее масло) никак не сможет "убить" АКПП. Данная операция сможет только продлить срок ее службы. Если же у коробки уже есть проблемы и масло меняется с целью "вылечить" АКПП, то здесь как повезет. Если проблемы вызваны старением масла, скорее всего, замена масла поможет – и коробку вылечите, и продлите срок ее эксплуатации. Если же коробка уже содержит механические повреждения, то замена масла никак не поможет их устранить. "Убить" коробку может неподходящее масло, поэтому менять масло в АКПП нужно только в тех местах, в которых понимают, что делают.

Для вашего удобства периодичность замены технических жидкостей мы оформили в виде таблички.

Жидкость Периодичность замены Периодичность проверки
Моторное масло Каждые 250-300 моточасов или каждые 7-15 т.км. (зависит от условий эксплуатации – город/трасса) Раз в месяц или каждую 1000 км пробега
Масло в АКПП Каждые 60 т.км При каждой замене моторного масла
Масло в мостах, раздатке Каждые 25-30 т.км. При каждой замене моторного масла
Масло в ГУР Каждые 80 т.км. Раз в месяц
Тормозная жидкость Каждые 2 года При каждой замене моторного масла
Охлаждающая жидкость Каждые 2-3 года Два раза в год